Снижение цен на российскую нефть из-за ужесточения американских санкций и резкое укрепление рубля привели к значительным потерям в бюджетных доходах от сырьевых ресурсов.
По данным Минфина, в марте налоговые поступления от нефтегазового сектора уменьшились на 17% по сравнению с прошлым годом, составив 1,08 трлн рублей. Это означает, что казна недополучила около 230 млрд рублей по сравнению с мартом 2024 года, при этом нефтегазовые налоги составляют треть всех бюджетных доходов.
Сокращение доходов от сырьевых ресурсов фиксируется уже второй месяц подряд, а с начала года по март нефтегазовые сборы снизились на 10%, составив 2,64 трлн рублей. «Ситуация критическая. Это значительные потери, которые придется компенсировать либо заимствованиями, либо использованием средств ФНБ, который уже истощен», — отмечает главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец.
По её прогнозам, к концу года бюджет может недополучить до 2 трлн рублей от нефтегазовых налогов, что составляет примерно 18% от запланированной суммы в 10,9 трлн рублей. Правительство сталкивается с проблемой низких цен на нефть и изменением курса рубля: баррель марки Urals стоит менее 60 долларов, в то время как в бюджет заложено 70 долларов. Курс доллара упал до 84 рублей, вместо запланированных 96,5 рубля.
Таким образом, рублевая цена нефти, которая имеет критическое значение для бюджета, достигла минимумов с лета 2023 года и отстает почти на 30% от прогнозов правительства. «Сильный рубль — это хорошо для россиян, но плохо для бюджета. Нефтегазовые доходы поступают в валюте и конвертируются в рубли, и чем сильнее рубль, тем меньше рублей получают экспортеры», — напоминает инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган.
Для того чтобы покрыть дефицит бюджета, который за январь-февраль втрое превысил годовой план, правительству, скорее всего, придется девальвировать рубль. В настоящее время он переоценен на 20%, и к концу года курс может вернуться на уровень 100-105 рублей за доллар, считает Донец.
Резервов для покрытия недостающих доходов у властей становится все меньше. Фонд национального благосостояния, сформированный за счет сверхдоходов от сырьевого экспорта, за три года войны потерял две трети ликвидных активов: в фонде осталось чуть меньше 40 млрд долларов — минимум с момента его создания в 2008 году. Запасов ФНБ хватит на год, если цена на нефть Urals останется выше 50 долларов, считает экономист «Финама» Ольга Беленькая. «Важно, насколько сильно упадут цены и как долго они будут оставаться на низком уровне», — подчеркивает она. Если цена на нефть опустится ниже 50 долларов, Минфину придется проводить сокращение бюджета — то есть ограничивать отдельные статьи расходов, предупреждали аналитики MMI.
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Такого курса не было давно: стоимость

Бронь или мобилизация в течение 72

«Бавария» – «Байер»: Какие стартовые

Президент «Сьона» высказался о
