ЛОНДОН, 4 июн (Рейтер) - Обсуждения по поводу резервного статуса евро часто вращаются вокруг вопроса, сможет ли он заменить доллар в качестве главной мировой валюты. Однако, если смотреть на ситуацию только с позиции "или-или", можно упустить важный аспект: даже незначительные изменения в структуре резервных активов могут привести к значительным инвестиционным переменам.
Ожидается, что Европейский центральный банк снизит процентные ставки в четверг, и участники рынка также будут внимательно следить за пресс-конференцией после заседания, на которой президент ЕЦБ Кристин Лагард может раскрыть стратегию регулятора по поводу значительного укрепления евро в условиях значительной перестройки мировых резервов.
На прошлой неделе Лагард удивила рынок, выступив в защиту глобального евро как альтернативы доллару. Роль американской валюты как актива-убежища для мировых сбережений была подорвана в этом году в результате торговых, дипломатических и институциональных потрясений, вызванных действиями администрации президента США Дональда Трампа.
«Будьте осторожны со своими желаниями», - отреагировали многие экономисты на рост евро против доллара на 10% с начала года и достижение рекордных уровней по взвешенному индексу.
Йенс Айзеншмидт и Габриэла Силова из Morgan Stanley считают, что дальнейшее значительное укрепление евро может привести к серьезным рискам для их прогнозов по росту и инфляции в еврозоне.
С учетом того, что расширение глобальной роли евро может вызвать нежелательную волатильность на валютном рынке, экономисты Morgan Stanley отметили, что даже небольшие изменения в относительной доле евро в мировых резервах могут спровоцировать значительный приток капитала в Европу, даже если единая валюта не сможет вытеснить доллар.
Если доля евро в международных резервах центральных банков вернется к пиковым 28%, как это было в конце 2009 года перед долговым кризисом в еврозоне, управляющим глобальными резервами придется добавить активов в евро на сумму 878 миллиардов евро ($1 триллион).
ВОЗВРАЩЕНИЕ 2009 ГОДА?
На данный момент евро составляет чуть менее 20% из общего объема мировых резервов ЦБ в $12,4 триллиона, тогда как на доллар приходится 57%. В 2009 году эти показатели были 28% и 61% соответственно, что говорит о возможности значительного восстановления позиций евро без намерения занять лидирующую позицию.
Тем не менее, это может привести к значительным колебаниям валютных курсов, особенно если учесть, что 16 лет назад, когда доля евро в резервах была максимальной, курс евро/доллар достигал $1,50.
Айзеншмидт и Силова считают, что даже если евро поднимется не выше $1,27 к концу следующего года, как ожидает Morgan Stanley, это может снизить прогнозы инфляции ЕЦБ еще на 0,2 процентного пункта и снизить ожидания роста еврозоны на 30 базисных пунктов.
С учетом того, что общая инфляция в еврозоне в мае упала ниже 2%, дополнительное давление от быстрого укрепления валюты может подтолкнуть ЕЦБ к снижению ставок еще на 50-75 базисных пунктов - вплотную к 1%.
Положительным моментом станет дополнительный спрос на гособлигации еврозоны на сумму около 500 миллиардов евро, что фактически позволит профинансировать запланированное в ближайшие два года увеличение госрасходов Германии и Франции.
Таким образом, евро просто вернется на прежние позиции, которые занимал полтора десятилетия назад?
Не совсем. Хотя доля евро в общем объеме так и не восстановилась полностью после долгового кризиса 2010-2012 годов, рост мировых резервов почти на 50% с тех пор указывает на то, что управляющие резервами, вероятно, не избавлялись от активов в евро - просто их доля уменьшилась в растущем общем объеме.
Увеличение доли в процентах сейчас требует значительно больших сумм.
Если взглянуть на общую картину, пока не ясно, принесет ли глобальный евро пользу или вред. Огромные преимущества, на которые указала Лагард, бесспорны, но возможные проблемы, аналогичные тем, что беспокоят администрацию Трампа из-за длительного укрепления доллара, также имеют место.
«Хотя увеличение доли в мировых валютных резервах имеет свои долгосрочные плюсы, оно, похоже, сопряжено и с значительными трудностями, - отметили экономисты Morgan Stanley. - С точки зрения Европы торговая война - это самый неподходящий момент для укрепления евро».
В вопросах валют главной проблемой традиционно остается контроль над темпами. На пресс-конференции в четверг Лагард, вероятно, будет осторожна в своих выражениях, чтобы сдержать скорость и масштаб колебаний евро, не затрагивая их направление.
ЕЦБ не захочет оказаться в ситуации, подобной Центробанку Швейцарии, где инфляция и процентные ставки снова приближаются к отрицательной зоне, что вынуждает Центробанк проводить интервенции для борьбы с разрушительными последствиями длительного периода укрепления франка.
Лагард потребуется проявить особую осторожность в выборе формулировок.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Майк Долан является обозревателем Рейтер и выражает собственное мнение, перевела Ая Лмахамад. Редактор Анна Козлова)
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Мостовой назвал тренера, который

Доллар укрепился на фоне роста

Курс доллара и доходность казначейских

Карсаков: ЦСКА думал, что легко
