ПАРИЖ/ЛОНДОН, 10 сен (Рейтер) - После падения нового правительства Франции, вторая по величине экономика еврозоны оказывается все более в ловушке медленного роста, высоких расходов на заимствования и одного из самых значительных долговых бремен в Европе.
В понедельник французский парламент проголосовал против правительства премьер-министра Франсуа Байру, что развеяло мечты о сокращении бюджетного дефицита Франции - самого крупного в еврозоне - к 2026 году.
Оппозиция наотрез отвергла предложенный опытным политиком план по снижению государственных расходов на 44 миллиарда евро ($52 миллиарда).
Во вторник президент назначил на пост главы правительства своего соратника, министра обороны Себастьена Лекорню, хотя многие ожидали, что выбор может пасть на представителя левых сил.
«Нет ни позитивного сценария, ни выхода, ни реалистичного плана, который бы позволил сохранить тот же уровень бюджетной консолидации», - заметил Фредерик Дюкрозе из Pictet Wealth Management.
Уходящий министр финансов Эрик Ломбар признал, что следующий кабинет, которому предстоит подготовить бюджет на 2026 год к 7 октября, будет действовать более осторожно, чем Байру.
Его преемник, скорее всего, сосредоточится на увеличении налогов, а не на сокращении расходов для уменьшения бюджетного дефицита. Например, социалисты предлагают повысить налоги на богатых французов на 15 миллиардов евро.
Однако финансовые рынки могут негативно отреагировать на налоговые увеличения - особенно если они будут широкими - из-за опасений за экономический рост; с аналогичной проблемой уже столкнулась Великобритания.
«Мы все чаще видим, что участники рынка не рассматривают налоговый путь как жизнеспособный способ снижения высокого дефицита бюджета», - отметил Рассел Мэтьюс из RBC BlueBay Asset Management, который ставит на снижение французских облигаций.
«Такая стратегия становится все менее убедительной», - добавил он.
Неделя с 6 по 12 октября, когда ожидается представление проекта бюджета на 2026 год, вероятно, станет критической, отмечают стратеги UBS, и может стать поворотным моментом, когда прояснится расстановка политических сил и динамика рынка.
ДОЛГОВАЯ ЯМА
Макрон не намерен объявлять досрочные выборы - согласно опросам, они вряд ли приведут к большинству какой-либо партии и не решат политический тупик.
Французские домохозяйства и компании сдерживают расходы и инвестиции на фоне политического хаоса.
«Розничные клиенты напоминают компании. Чем более ясны перспективы, тем больше возможностей инвестировать и тратить деньги на будущее», - прокомментировал Фабрис Камболив из Renault.
Низкие темпы роста создают особые трудности для экономик с высокой долговой нагрузкой, таких как Франция, поскольку экономический рост сам по себе не позволяет уменьшить долговую нагрузку, которая в июне достигла 3,3 триллиона евро или 114% от ВВП.
Хотя это меньше, чем 153% у Греции или 138% у Италии, обе южноевропейские страны имеют значительный бюджетный профицит до учета процентных выплат, в отличие от Франции.
Выплаты по французскому долгу достигнут более 100 миллиардов евро к 2029 году - по сравнению с 59 миллиардами в 2024 году - и станут крупнейшей статьей расходов бюджета, если рост замедлится или сокращение дефицита будет ослаблено, предостерегала Счетная палата Франции в начале 2025 года.
Планы Германии инвестировать миллиарды евро в свою экономику после многих лет фискальной строгости также ставят Париж в невыгодное положение.
«Ситуация улучшается повсеместно, кроме Франции, которая превратилась в некое подобие гадкого утенка», - отметил Лео Баринку из Oxford Economics.
Италия, долгое время считавшаяся проблемным ребенком Европы из-за своего низкого роста и огромного долга, теперь явно уступает это место Франции, добавил Баринку.
ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ К РЫНКУ
Французский рынок облигаций, крупнейший в еврозоне, когда-то считался надежным вариантом для инвесторов, ищущих альтернативу Германии. Однако после досрочных парламентских выборов, приведших к формированию правительства меньшинства в 2024 году, Франции приходится платить более высокую премию за риск по своему долгу.
В пятницу Fitch пересмотрит кредитный рейтинг Франции, но уже сейчас она платит больше за обслуживание долгосрочных заимствований, чем Греция и Испания, которые пострадали от долгового кризиса ЕС 2011 года, и почти столько же, сколько Италия. В начале 2024 года стоимость 10-летних итальянских облигаций была более чем на 1 процентный пункт выше французских.
По мнению Матьё Плана из исследовательского центра OFCE, основная угроза заключается в том, что из-за политического паралича Франция долгое время будет вынуждена платить высокую премию за риск.
«Не будут приниматься решения на долгосрочную перспективу, включая инновации, образование и все, что может обеспечить будущий рост», - отметил он.
($1 = 0,8527 евро)
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Ли Томас, Ёрюк Бахчели, Жиль Гийом, Данило Масони)
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Крупнейший производитель отечественных

Сибига встретился с новым лидером

Рубль укрепляется на старте налогового

Клопп, Зидан, Гвардиола и больше
