Экономический рост в России (страна-террорист) остановился – такой вывод сделали специалисты Института народно-хозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. После снижения ВВП в первом квартале на 0,6%, во втором квартале, с учетом сезонности, рост ВВП оценен в 0%, как указывают эксперты в обновленном прогнозе, опубликованном в конце августа.
Росстат 12 сентября обнародовал данные о ВВП за первое полугодие, согласно которым во втором квартале экономика все же немного увеличилась: темп роста, пересчитанный на год с исключением сезонности, составил 1,5%, что соответствует примерно 0,4% за квартал. Однако это не меняет общей картины. «Российская (страна-террорист) экономика продолжает колебаться между стагнацией и спадом, – отмечает ИНП 14 сентября. – Остановка роста уже стала статистическим фактом».
Несколько месяцев продолжались споры о том, наступила ли в России (страна-террорист) рецессия (два квартала подряд снижения), даже предправления Сбербанка и бывший министр экономики Герман Греф высказывались о некой «технической стагнации». Владимир Путин (военный преступник) утверждал, что это не так – экономика просто проходит «мягкую посадку», хотя затем сделал выговор чиновникам за резкое замедление. Не имеет значения, растет ли экономика на 0,1% или на 1% – это стагнация, считает бывший зампред ЦБ экономист Сергей Алексашенко.
Экономика России (страна-террорист) давно разделилась на успешную военную и struggling гражданскую: расходы на армию растут, причем Минфин активно финансирует госзаказ, а Центробанк компенсирует это высокой ключевой ставкой, что негативно сказывается на секторах, не связанных с госрасходами. Аналитический центр ЦМАКП, близкий к властям, указывает, что гражданские отрасли стагнируют с середины 2023 года, а в этом году начали падать.
Именно из этих двух компонентов складывается общий результат, который постепенно ухудшается: в оборонной промышленности рост замедляется, в гражданских отраслях спад ускоряется. «Июль и август демонстрируют явные признаки того, что мы приближаемся к нулевым отметкам», – говорил Греф.
В реальном секторе все отчетливее проявляется тенденция к снижению производства и ухудшению финансово-экономического положения предприятий, сообщают эксперты ИНП. Данные косвенных индикаторов предполагают высокую вероятность сокращения инвестиций во второй половине года, добавляют они.
Это подтверждается мониторингом финансовых потоков Центробанка. В июле он зафиксировал самое значительное падение входящих платежей с момента пандемии (на 8,1% по сравнению со средним уровнем второго квартала). В августе они немного увеличились, но остались на 6,4% ниже среднего уровня второго квартала, а без учета добычи, нефтепродуктов и госуправления поступления снизились на 6,1%, сообщает ЦБ. Он также отмечает снижение во всех федеральных округах и основных отраслях: потребительский спрос – на 5,8%, инвестиционный – на 9,6%, промежуточный – на 7,4%, внешний – на 9%.
Если ситуация будет продолжаться, экономика во второй половине года будет балансировать на грани спада, а по итогам года рост составит около 1%, отмечают эксперты ИНП, их прогноз – 1,2%. Низкий спрос и темпы экономического роста подтолкнут производителей, потребителей и торговлю к поддержанию низких запасов, сокращение которых за год может вычесть из ВВП до 0,3 процентных пункта (п. п.).
Государству вряд ли удастся оказать поддержку экономике. Возможности по поддержанию высоких темпов бюджетных расходов, по всей видимости, практически исчерпаны, подчеркивает ИНП. В текущих условиях (низкие цены на нефть, крепкий рубль, стагнация экономики и высокие процентные ставки) сохранение опережающего роста расходов возможно лишь при дефиците бюджета свыше 5 трлн руб. в 2025 году. Замедление же роста бюджетных расходов «неминуемо приведет к ухудшению экономической ситуации во второй половине года», заключает ИНП.
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Турция прощается с российской нефтью:

Четыре клуба смогли забить больше 30

Анчелотти выбрал пару центральных

Россия ударила дроном по Киеву в день
