В мире

ВЭБ аннулировал долги на миллиард евро, чтобы спасти завод полупроводников, связанный с экс-советником Путина

Поделиться:

Суд отменил соглашение о поручительстве завода «Ангстрем» по обязательствам, которые обременяли компанию долгом в 1,3 миллиарда евро, сообщает CNews. Государственная корпорация ВЭБ.РФ приобрела имущество должника за символическую сумму в один рубль в счёт погашения задолженности. «Технически такая сделка может быть законной, если соблюдены все необходимые процедуры взыскания залога и реализации имущества в рамках конкурсного производства», — отметил источник CNews в сфере полупроводников.

Структуры бывшего министра связи Леонида Реймана, который занимал пост советника Путина с 2008 по 2010 год, в апреле 2008 года получили от ВЭБ кредит в размере 815 миллионов евро для организации производства процессоров «Ангстрем», смарт-карт и электронных паспортов. Проект «Ангстрем» имел важное значение, так как должен был стать крупнейшим отечественным производителем микрочипов, и его курировал Рейман. Инициативу поддерживало правительство и Совет безопасности.

Завод так и не был запущен. По данным ФНС на 2014 год, «Ангстрем» фактически утратил возможность ведения деятельности. У компании накопилось 108 исполнительных производств на сумму 147,6 миллиарда рублей и незавершённые судебные разбирательства на более чем 500 миллионов евро. К январю 2019 года ВЭБ забрал оборудование и акции завода, а также подал иск о банкротстве. На момент разбирательства общий объём требований составил около 1,3 миллиарда евро: 815 миллионов евро основного долга, 467,5 миллиона евро процентов и 25,7 миллиона евро неустоек.

Леонид Рейман дистанцировался от проекта и не понёс никаких последствий. Летом его компания «Рутек» получила государственную поддержку и начала строительство нового завода с льготами в особой экономической зоне «Система» в Саранске. Инвестиции составляют несколько миллиардов рублей; среди заявленных проектов — импортозамещение смартфонов, компьютеров, планшетов, ноутбуков и телефонных станций. Ранее «импортозамещение» в его проектах вызывало сомнения: «отечественный» смартфон для чиновников «Р-фон» оказался копией Symphony Helio 80 из Бангладеш, при этом цена была втрое выше.