«Каждый центральный банк иногда делает ошибки. Мы стараемся учиться на чужих промахах, а также анализируем свои собственные действия и относимся к ним критически», — заявила она в ходе выступления на финансовом конгрессе в Казахстане в пятницу.
«В 2023 году, когда инфляция резко возросла, мы, вероятно, запоздали с повышением ключевой ставки. Нужно было действовать быстрее, однако в условиях структурных изменений было сложно предсказать, как будут развиваться события», — добавила Набиуллина.
ЦБР удерживал ключевую ставку на уровне 7,50% с сентября 2022 года до июля 2023 года, после чего начал поэтапное повышение, доведя ставку до 16% только в декабре.
«Теперь, оглядываясь назад, мы понимаем, что могли действовать более оперативно», — отметила она.
Глава ЦБ также напомнила о проблемах в коммуникациях прошлого года.
«Мы тогда повысили ставку до 16%, и многим это показалось слишком высоким уровнем. Однако в начале года мы сообщали, что ставка достаточно высокая, политика жесткая, инфляция будет снижаться, и мы будем снижать ключевую ставку. К концу года мы давали прогноз о среднем значении ключевой ставки, но наши слова о снижении ставки не были услышаны», — сказала она.
При этом уточнение о том, что снижение ставки возможно только при падении инфляции, было проигнорировано, добавила Набиуллина.
«В результате возникли ожидания быстрого смягчения денежно-кредитной политики, и бизнес активно брал кредиты по плавающим ставкам в надежде на быстрое снижение ставок. Кредитная активность продолжала расти высокими темпами», — отметила она.
«Поэтому важно не только принимать решения по ставкам, но и обеспечивать четкую коммуникацию. Мы постоянно стараемся улучшать её и анализируем свои действия, чтобы понять, что сработало, а что нет, и что можно было бы сделать иначе».





