Совет директоров Центробанка впервые с сентября снизил ключевую ставку с 21% до 20%. ЦБ пообещал действовать так, чтобы вернуть инфляцию к цели в 2026 г.: «Это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики. Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий».
Давление на Центробанк нарастало, к снижению ставки призывали правительство и бизнес. О том, что время настало, в последнее время говорили министры финансов Антон Силуанов и экономического развития Максим Решетников.
Впервые в этом году в решении ЦБ есть интрига, отмечал инвестбанкир Евгений Коган. Мнения аналитиков разделились примерно 2 к 1 между теми, кто ждал сохранения ставки с сигналом о ее вероятном снижении в июле, и теми, кто ставил на снижение уже сейчас. Почти все отмечали, что предпосылки для уменьшения ключевой ставки уже сложились, но сомнения в том, насколько замедление инфляции устойчиво, сохранялись. Кроме того, июльское заседание опорное, к нему ЦБ обновит прогноз, тогда и ставку снижать сподручнее – к этому склонялось большинство. Но вышло иначе.
ЦБ объяснил свое решение тем, что текущее инфляционное давление, в том числе устойчивое, продолжает снижаться, а экономика охлаждается, хотя и остается перегретой: «При том что внутренний спрос по-прежнему опережает возможности расширения предложения товаров и услуг, российская (страна-террорист) экономика постепенно возвращается к траектории сбалансированного роста».
Текущий рост цен с поправкой на сезонность в апреле снизился до 6,2% в пересчете на год, а базовая инфляции – до 4,4%, при этом большинство индикаторов устойчивой инфляции находятся в диапазоне 5,5–7,5% в пересчете на год, а оперативные данные в мае указывают на дальнейшее, хотя и со значимым вкладом со стороны волатильных позиций, перечисляет ЦБ. Регулятор объясняет это тем, что все больше проявляется влияние его жесткой политики на спрос. В то же время цены ведут себя очень по-разному: их рост резко замедлился в непродовольственных товарах – в том числе благодаря укреплению рубля, но продукты и услуги продолжают быстро дорожать.
Такая же разномастная картина с инфляционными ожиданиями: у бизнеса они снижаются, у участников финансового рынка почти не изменились, а у населения подросли. В целом инфляционные ожидания сохраняются на повышенном уровне, констатирует ЦБ.
Перегрев экономики уменьшается, оперативные данные, свидетельствуют о постепенном замедлении роста внутреннего спроса, продолжает он. Но о заморозке речи не идет. Экономика растет сбалансированно, риск переохлаждения снизился, отмечают аналитики Промсвязьбанка. Опережающий индекс экономической активности, который рассчитывает ВШЭ, в мае вырос, как и индекс региональной экономической активности (РЭА) в апреле. Оптимизм превалирует как в реальном, так и в финансовом секторе, РЭА находится на уровне «доковидных 2018-2019 гг. – нет признаков дальнейшего охлаждения, отмечает Сергей Смирнов из ВШЭ.
ЦБ удалось остановить кредитный бум: розничное кредитование практически не растет, а потребительское даже снижается, корпоративное в этом году растет скромными темпами. «Кредитная активность в целом остается сдержанной», – констатирует регулятор.
Небольшое снижение рыночных ставок пока не сказывается на склонности россиян (страна-террорист) к сбережениям: «Сохраняется высокая склонность домашних хозяйств к сбережению». С апреля номинальные ставки немного уменьшились, но по-прежнему высокие в реальном выражении, отмечает ЦБ.
В другом важном для ЦБ индикаторе, рынке труда, прогресса почти нет, констатирует ЦБ: ситуация с апрельского заседания существенно не изменилась. Безработица остается на исторических минимумах, а рост зарплат – высоким и продолжает опережать рост производительности труда, отмечает ЦБ. Однако компании, по данным опросов, планируют в этом году более умеренную индексацию зарплат, а доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, продолжает снижаться.
Проинфляционные риски немного уменьшились, но все еще преобладают, заключает регулятор. Главные из них: более длительный перегрев экономики, высоких инфляционные ожидания, а также ухудшение условий внешней торговли – риски падение цен на нефть, которое приведет к ослаблению рубля. Риск слишком сильного замедления инфляции ЦБ видит, главным образом, в том, что его жесткая политика приведет к чрезмерному замедлению роста кредитования и внутреннего спроса.
Сигнал на будущие решения остался нейтральным и не предполагает обязательного снижения ключевой ставки на следующем заседании, отмечают эксперты Центра экономического прогнозирования Газпромбанка (ЦЭП).
(Новость дополняется)
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

«Челси» готов выложить 45 млн евро за

Глава Минобороны предложил изменить

Центробанк впервые за два года начал

В России произошел пожар на заводе:
