Власти России не способны контролировать поток контрабандной и фальсифицированной продукции, несмотря на введение маркировки товаров. Согласно исследованиям Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, в 2023 году доля нелегально реализуемых товаров в стране составила 8,9%. Ранее аналитическая компания «РБК Исследование рынков», опираясь на данные Росстата и Федеральной таможенной службы (ФТС), оценивала объем теневого рынка в России в 4,9 трлн рублей, что соответствует 10,1% от общего розничного оборота. При этом на протяжении четырех лет объем нелегальных товаров увеличился на 58%.
Среди основных факторов такого роста эксперты «РБК» указывают на западные санкции, легализацию параллельного импорта, рост инфляции, мораторий на проверки бизнеса и активное развитие маркетплейсов. По статистике, 40,4% теневого рынка связано с розничной торговлей, 37,3% — с маркетплейсами и интернет-магазинами, а 22,3% — с рынками и ярмарками. Ассоциация «Антиконтрафакт» сообщает, что доля подделок в парфюмерии и косметике достигает 40%, а среди ноутбуков и смартфонов — 20-30%. Проблема контрафакта также остается серьезной в пищевой промышленности и среди товаров для детей и животных, отметил Артем Кирьянов, член попечительского совета «Антиконтрафакт».
«Большая часть фальсифицированной продукции или сырья для ее производства ввозится в страну, что требует усиления контроля и внедрения цифровых систем отслеживания», — отметил Кирьянов. Он добавил, что на текущий момент в России функционирует система маркировки для 27 отраслей, что позволило снизить долю нелегальной продукции на 20-40% в каждой из них. «Тем не менее, маркировка не является универсальным решением проблемы контрабанды и подделок», — подытожил он.
Как показало другое исследование ВШЭ, в 2023 году 30,7% россиян осознанно приобретают поддельные товары, тогда как в 2021 году этот показатель составлял 22,1%. Союз торговых центров связывает это с уходом иностранных брендов и ростом цен на их продукты. «Некоторые покупатели, которые остались верны своим любимым брендам, но не могут позволить себе их продукцию по возросшим ценам при параллельном импорте, переходят на контрафактные аналоги, которые часто не значительно уступают оригиналам по качеству», — отметил вице-президент Союза Павел Люлин.
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

«Я сам себе ставлю преграды»: Цимбалюк

РФ ударила 161-м дроном и 14-ю

Чиновники ЕЦБ в декабре высказались в

Резкий скачок евро, гривна обвалилась:
