В мире

«Модель роста исчерпала себя». Кремль стремится к технологическому скачку

Поделиться:

Возможности для быстрого экономического роста через военные расходы истощаются, и власти ищут пути для предотвращения надвигающегося экономического застоя. За последние два года ВВП увеличивался на 4,1% и 4,3%, однако замедление неизбежно. Владимир Путин поручил обеспечить «мягкую посадку», как напомнил его помощник Максим Орешкин: «Она все равно произойдет», но это временная проблема.

Власти также беспокоит более серьезная и долгосрочная проблема: как вновь ускорить экономику. Успехи 2023-2024 годов во многом обусловлены активизацией «спящего, незадействованного» потенциала, особенно в кадровой и производственной сферах, признал Орешкин, однако эти ресурсы уже полностью использованы и не обеспечат дальнейшего роста: «Эта модель роста исчерпала себя».

Такой низкий уровень безработицы, как в России (2,5% в 2024 году, 2,3% в марте-апреле – ТМТ), отсутствует в других крупных странах, также высокая загрузка производственных мощностей, объяснил Орешкин. Экономика перегрелась, что неоднократно подчеркивает Центробанк: спрос превышает предложения, что привело к высокой инфляции. «Физические ресурсы в экономике практически полностью задействованы», – заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Кроме того, возможности государства увеличивать военные расходы достигли предела, уверен экономист Владислав Иноземцев: страна сможет долгое время поддерживать текущие расходы или немного увеличить их, но если Путин решит потратить 20 трлн рублей в следующем году, то это приведет к негативным последствиям.

Таким образом, замедление неизбежно. На этот и следующие два года даже оптимисты из Минэкономразвития прогнозируют рост 2,5-2,8%, другие прогнозы значительно ниже: Центробанк ожидает 0,5-2,5%, аналитики, опрошенные им, – 1,5-1,9%, МВФ – 1,5% в этом году и 0,3-0,9% в следующем. Прогноз близкого к властям аналитического центра ЦМАКП составляет 1,2-2,4% на 2025-2028 годы.

Чтобы обеспечить развитие, экономика должна перейти не просто к следующему этапу, а к новому технологическому и организационному уровню, призвал Орешкин. Об этом также говорит один из руководителей ЦМАКП Дмитрий Белоусов. «Мы входим в режим развития с темпом роста около 2-2,5% в год», – предостерег он, подчеркивая, что конкурентные преимущества, на которых базировался экономический рост, исчерпываются. «Возможные стратегии для России сужаются до одной – инвестиционно- и технологически ориентированной. Никакой сырьевой ренты или дешевого труда, как источников роста, в нашей экономике больше не будет», – отмечали эксперты ЦМАКП.

Технологический прорыв, по мнению Белоусова, мог бы добавить 0,6-1,1 процентного пункта роста ВВП в год. Однако осуществить такой «шаг вверх» крайне сложно. Санкции значительно ограничили возможности для импорта современных технологий. Кроме того, как отмечал Белоусов, в России сложилась неэффективная структура финансирования научно-технологической сферы: основную роль в финансировании исследований и разработок играет государство, а не бизнес. Но государство не справится в одиночку, а бизнес в условиях полной неопределенности и высоких процентных ставок не спешит инвестировать. «Дальнейший 'фронтальный' рост финансирования науки и технологий нереален из-за бюджетных ограничений», – констатирует Белоусов.

Проблемы с финансированием науки уже начались, пишет Алексей Кузнецов из ВШЭ. В первом квартале наибольшее падение прибылей (52%) произошло в научной и профессиональной деятельности. Он объясняет: «Научная деятельность, во многом финансируемая за счет бюджета, столкнулась в 2025 году с сокращением бюджетных расходов; также затруднения для научной деятельности создаются изоляцией от иностранных научных организаций и сокращением международного сотрудничества».

Календарь

«    Сентябрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы не спамим
playfortuna