Пагубное влияние войны на экономику перестает быть табуированной темой для российских (страна-террорист) чиновников, бизнесменов и госбанкиров. Долгое время они старательно избегали этого фактора, обсуждая ситуацию в экономике, но в конце июня Владимир Путин (военный преступник) заявил, что Россия (страна-террорист) тратит на «оборону» 6,3% ВВП: «Немало. Мы заплатили за это инфляцией».
Глава Сбербанка Герман Греф на финансовом конгрессе по привычке не упомянул войну, но выступавший следом президент ВТБ Андрей Костин решил, что теперь можно. «Мы какие-то очень всегда робкие, когда говорим о причинах… проблем в экономике», – отметил он, добавив, что набраться смелости всем помог Путин (военный преступник) высказываниями о том, что причина инфляции – большие военные расходы. Костин предложил оценивать ситуацию, «исходя из той особой ситуации, в которой оказалась страна». Заключается она в том, что военные расходы, во-первых, большие, а во-вторых, стимулируют развитие определенных отраслей экономики, которые потребляют ресурсы, но не производят продукцию, которая попадает на рынок. «Эта продукция улетает куда-то, и поэтому предложение не увеличивается, а расходы растут». Отсюда и инфляция.
Размер военных расходов неизвестен, отчеты об исполнении бюджета больше не публикуются. Путин (военный преступник) говорил о 13,5 трлн руб., или 6,3% ВВП, которые в федеральном бюджете-2025 проходят по разделу «национальная оборона», но связанные с войной расходы могут быть и в других разделах. Например, Центробанк отмечал, что «рост социальных выплат, второго по значимости источника доходов [населения], был в значительной степени обусловлен увеличением единовременных выплат при заключении контрактов о прохождении военной службы, а также расширением материальной поддержки семей военнослужащих».
Июньское обсуждение на главном экономическом форуме (ПМЭФ) ситуации в экономике, в котором никто из тех, кто за нее отвечает (председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, министры финансов и экономического развития Антон Силуанов и Максим Решетников), не произносит слово «война» или даже «СВО», а ВПК упоминается лишь однажды, нельзя воспринимать всерьез, отмечал экономист Сергей Алексашенко, в прошлом первый зампред ЦБ. Именно война определяет сейчас тренды, в том числе экономические.
Вторая причина инфляции, которую назвал Костин, также напрямую связана с войной – это санкции. Их, по словам госбанкира, «нельзя не учитывать, когда мы говорим о современной нашей жизни». Они делают многие процессы более дорогими и сложными. Санкции затрудняют насыщение рынка импортными товарами, сдерживают запуск проектов, которые увеличили бы выпуск. Все самое технологичное, дающее самую большую маржу оборудование, которое используем «Газпром нефть», – импортное, отметил глава компании Александр Дюков.
Война вызвала кардинальные изменения в экономике, которые вслед за Набиуллиной часто называют «структурной трансформацией». Условия внешней торговли изменились, и не в нашу пользу, и это долгосрочный фактор, высокая стоимость труда – это тоже надолго, опираться теперь приходится на внутренние источники финансирования, перечислила Набиуллина, добавив, что импортозамещение происходит быстрее, чем она ожидала. В таких условиях неизбежно разделение: в одних секторах будет опережающий рост, в других – стабилизация, а в третьих – снижение.
Война вытягивает из экономики ресурсы, и Костин предложил закрывать неэффективные производства: «У нас на подсосе сидит куча разных предприятий, которые не могут обеспечить прибыльность». Множество неэффективных предприятий тянут деньги у государства, оно тратит огромные суммы на их поддержку, сетовал Костин, но несмотря на это, «самолеты не летают, много чего не движется». Ресурсы должны направляться в более эффективные предприятия и даже отрасли, неэффективные – уходить, поддержала его Набиуллина.
Но пока государство, как будто нет никакой войны, продолжает разрабатывать меры поддержки множества отраслей – угольной, строительной, автомобильной и др. Костин призвал уже честно сказать: «А зачем нам столько угля производить? <…> Все, что шахтовый метод, он неэффективен».
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Министр финансов США анонсировал скорое

Правоохранители арестовали двух

Резервы России продолжают расти, 17

Траты России на силовиков достигли 38%

