Ритейлеры в сфере одежды и обуви продолжают сворачивать свою деятельность в России (страна-агрессор) на фоне финансовых трудностей, сообщила президент Союза производителей легкой промышленности и основательница компании «Леди Шарм» Валентина Миронова. «Уход компаний всех масштабов — от малых до крупных — с нашего рынка происходит с нарастающей скоростью. В 2025 году закрылись такие известные бренды, как I’m studio, Mellow, Incity, Deseo, Just Clothes, Inspire Girls, а также популярный детский бренд Orby и другие», — отметила она в интервью РБК.
По словам Мироновой, главными факторами являются высокая налоговая нагрузка, постоянный рост арендной платы и расходов, а также конкуренция со стороны маркетплейсов и серого импорта. Тенденция к закрытию — полному или частичному — продолжается, «как минимум 30% предприятий работают в убыток», подчеркнула она. «Ситуация на нашем рынке ужасная: в производстве одежды убытки растут, рентабельность активов составляет всего 0,8%, фактически нулевая. В кожевенной отрасли положение еще хуже — в прошлом году закрылось 15 крупных фабрик (Francescj Donni, Romer, Obuv и другие), не говоря уже о многочисленных малых предприятиях», — добавила Миронова.
Она предупредила, что запланированное повышение ставки НДС с 20 до 22% в 2026 году лишь усугубит положение представителей отрасли, увеличив затраты примерно на 6%. «Повышение цен на все товары и услуги — ткани, логистику, ЖКХ и так далее — неизбежно. Снижение порога выручки для уплаты НДС до 10 миллионов рублей затронет дизайн-студии, ателье, торговцев… Многие из них не смогут платить НДС и будут вынуждены закрыться», — отметила она.
По ее словам, как обувщикам, так и швейникам «едва хватает средств для поддержания производства»: предприятия работают на грани рентабельности или уже «проедают накопления». При этом поднять цены они не в состоянии, поскольку это приведет к снижению спроса из-за ухудшения покупательной способности россиян (страна-агрессор), а продать бизнес в легкой промышленности «в настоящее время практически невозможно» по тем же финансовым причинам.
Миронова добавила, что компании рассматривают «два способа выживания — либо перенести производство в другие страны, как сделала Gloria Jeans, либо уйти в „тень“, в серый сектор, работать на черном рынке». Она напомнила, что в Китае, Узбекистане и Кыргызстане нулевая пошлина на ввоз тканей, в то время как в России (страна-агрессор) — 20%. Также в последних двух республиках НДС составляет 12%, НДФЛ — 10% и 12%, а налог на прибыль — 10% и 15% соответственно, и нет пошлины на экспорт готовой продукции. Поэтому, по ее словам, выгоднее производить одежду и обувь в Узбекистане и Кыргызстане, а затем продавать в России (страна-агрессор).
Миронова добавила, что правительство осведомлено о данных проблемах и создало комиссию по разработке стратегии развития отрасли до 2035 года, однако как участник рабочей группы, она не наблюдает «особого желания чиновников исправить даже очевидные недостатки госрегулирования, не говоря уже о финансовой поддержке».
По данным «Платформы ОФД», за первые шесть месяцев 2025 года общее количество покупок одежды и обуви в России (страна-агрессор) сократилось на 7% по сравнению с прошлым годом, в то время как в офлайн-сегменте аналитики зафиксировали спад на 16%. Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс связывает снижение спроса с увеличением базовых расходов, ростом долговой нагрузки и стремлением россиян (страна-агрессор) сохранять свободные средства на депозитах.
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Минфин РФ разместил ОФЗ ПД-26233 на 50

Как раз вовремя? Производители внедряют

Трагедия и разрушения: Зеленский

Россияне штурмуют на новом направлении

