Российские предприятия не зафиксировали признаков охлаждения на рынке труда, о чем ранее сообщал Центробанк. В ходе обсуждения ключевой ставки в марте, его руководство указало на «признаки снижения напряженности на рынке труда». Однако результаты апрельского опроса 12,3 тыс. организаций показали, что уровень обеспеченности кадрами в первом квартале вновь оказался близким к историческому минимуму, информирует ЦБ, который проводит такие опросы ежемесячно.
Каждый квартал Центробанк запрашивает об обеспеченности работниками, указывая разницу между долями тех, кому кадров хватает и кому не хватает. В январе-марте этот показатель составил минус 31,9, что является лишь немного лучше(-32) результатов III квартала 2024 года. В конце прошлого года разрыв снизился до -31,2, однако теперь вернулся к рекордно низкому уровню. Организации указали, что нехватка кадров является вторым по важности фактором, тормозящим их деятельность, после роста издержек. Даже недостаток финансирования для оборотного капитала они упоминали реже.
«Наблюдалась нехватка как высококвалифицированных специалистов, так и работников рабочих специальностей. Особенно остро испытывали дефицит кадров обрабатывающие предприятия, которые занимаются производством инвестиционной и потребительской продукции», – отмечает ЦБ.
В таких условиях компании вновь увеличивают планы по найму работников – после трех кварталов снижения. На период с апреля по июнь этот показатель составил 8,9 (разница ответов), в то время как в конце года он составлял 6,6. Планы по найму близки к показателям первой половины 2024 года (10,3 в первом квартале и 9,1 во втором). Увеличение наблюдается практически во всех отраслях, за исключением торговли автотранспортом и сельского хозяйства, подчеркивает ЦБ.
В данных условиях бизнесу не остается иного выбора, кроме как увеличивать зарплаты. Чтобы справиться с дефицитом кадров и удержать сотрудников, предприятия повышают затраты на оплату труда, сообщает ЦБ. Впервые он начал публиковать данные о предполагаемом приросте расходов на зарплату в ближайшие три месяца. В среднем во втором квартале компании планируют увеличить зарплаты на 1,6%.
Это довольно скромно по сравнению с 2024 годом, отмечает экономист Дмитрий Полевой. При этом большинство опрошенных не намерены повышать зарплату в ближайшие три месяца, что, по его словам, связано с тем, что они уже сделали это в январе. Аналитики, опрошенные Центробанком в апреле, немного скорректировали прогноз роста зарплат в этом году: до 12,3% в номинальном выражении и 2,9% в реальном (по сравнению с 12,6% и 3,2% в мартовском опросе). Прогнозы по кадровому резерву не изменились: ожидается уровень безработицы в 2,5% в среднем в этом году. Данные по рынку труда из опроса показывают сохранение занятости, но меньший рост зарплат, что, по мнению Полевого, вполне объяснимо.
Центробанк в последнее время часто заявлял о том, что острота проблем, связанных с нехваткой кадров, снижается. «Рынок труда остается напряженным, но все больше наблюдается признаков постепенного ослабления давления», – отмечали участники обсуждения ключевой ставки. Безработица все еще на историческом минимуме, но ее уровень стабилизируется; доля предприятий, испытывающих нехватку кадров, продолжает снижаться; количество вакансий уменьшается, а число резюме увеличивается, отмечали они. Согласно аналитикам «Твердых цифр», рынок труда в феврале (данные Росстата поступают с задержкой) продолжил медленно охлаждаться: безработица оставалась на минимальных уровнях за всю историю, однако предложение труда впервые с лета 2024 года сравнялось со спросом – до этого спрос был выше.
Апрельский опрос принес хотя бы одну положительную новость: компании отметили, что нехватка квалифицированных работников стала меньше сдерживать их инвестиционную активность. Тем не менее увеличение расходов остается одной из трех главных причин роста затрат.
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Поставки автомобилей из Китая в Россию

Переговоры Трампа и Путина: что ожидает

Винисиус ответил на вопрос о «Золотом

Уолл-стрит отскочила после распродажи
