Снижение цен на сырьевые товары, усиление санкционного давления и рекордно высокая ставка Центрального банка, впервые с начала 2000-х, оказали негативное влияние на финансовые показатели крупнейших российских компаний.
По данным Росстата, в марте совокупный финансовый результат организаций России (прибыль за вычетом убытков) упал на 34% и составил 1,45 трлн рублей. По сравнению с аналогичным месяцем прошлого года бизнес потерял около 750 млрд рублей, а каждая третья работающая компания оказалась убыточной.
В ключевом секторе российской экономики — добыче нефти и газа — совокупная прибыль сократилась почти вдвое (до 789,5 млрд рублей), при этом 40% предприятий завершили первый квартал в убытке. Производители продуктов питания потеряли более 13% своей прибыли, фабрики по производству одежды — почти 30%, а мебельная отрасль — 33%. Прибыль строительных компаний снизилась на треть, а финансовые результаты нефтеперерабатывающих заводов упали на 94%, что более чем в 17 раз меньше.
Угольная промышленность остается в глубоком убытке: по данным Росстата, две трети компаний находятся в минусе, а совокупный убыток угольщиков за три месяца составил 79,9 млрд рублей, что близко к уровню за весь прошлый год (112,6 млрд рублей).
Экономика России, подстегнутая триллионными расходами на военные нужды и гособоронзаказ, зависит почти исключительно от связанных с ВПК отраслей. За пределами «оборонки» найти растущие сектора становится все сложнее, отмечает главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец.
Несмотря на то, что военный бюджет этого года увеличен на 25%, этих вливаний недостаточно для поддержания экономического роста: по итогам первого квартала рост ВВП России замедлился до 1,4%, что в три раза ниже показателя прошлого года (4,1%). Экономика начала сокращаться квартал к кварталу впервые с 2022 года. По мнению Дмитрия Белоусова, заместителя главы Центра макроэкономического анализа и прогнозирования, «существуют риски, что во II–III квартале мы можем оказаться в технической рецессии».
По оценкам ЦМАКП, из-за резкого роста цен на кредиты каждое пятое предприятие обрабатывающей промышленности вынуждено отдавать на обслуживание долга до двух третей своей доналоговой прибыли (EBIT). Общая нагрузка по процентным платежам по займам на доходы бизнеса достигла максимума за последние восемь лет. Экономика России сталкивается с угрозой масштабного роста корпоративных банкротств, предупреждали эксперты ЦМАКП еще в январе.
Среди возможных банкротов есть и крупнейшие российские компании с общим долгом более 44 триллионов рублей, как сообщал в конце мая Центральный банк. Из 78 корпораций и банков, попавших в его выборку, не менее 6 имеют серьезные проблемы, не получая достаточной прибыли даже для погашения процентов по долгам. Еще 25 предприятий вынуждены отдавать на обслуживание кредитов от трети до 100% своей доналоговой прибыли.
После трех лет военной мобилизации экономика России начинает охлаждаться, отмечает Александр Коляндр, научный сотрудник Center for European Policy Analysis. «Экономика выдыхается, и спад может легко перерасти в обвал, — предостерегает он. — Ошибочные решения властей, дальнейшее падение цен на нефть и неосторожность в вопросах инфляции могут привести к серьезным проблемам для России».
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

«Я сам себе ставлю преграды»: Цимбалюк

РФ ударила 161-м дроном и 14-ю

Чиновники ЕЦБ в декабре высказались в

Резкий скачок евро, гривна обвалилась:
