Ожидания по восстановлению бюджета, который за семь месяцев показал дефицит в 4,9 трлн рублей, превышающий годовой прогноз, вероятно, не оправдаются – такой вывод можно сделать из заявлений Владимира Путина на Восточном экономическом форуме.
Он признал рост расходов, но акцентировал внимание на необходимости увеличения доходов. В случае неудачи, Путин отметил, что можно рассмотреть вариант увеличения дефицита: «Ничего страшного в этом нет».
Проект бюджета на следующие три года должен быть представлен в Госдуму до конца сентября. Его содержание является одним из важнейших аспектов экономической политики. Увеличение государственных расходов стало ключевым фактором роста экономики более чем на 4% в год в 2023-2024 годах. За время конфликта они удвоились с 21,5 трлн рублей в 2021 году до текущих 43 трлн рублей, предусмотренных в бюджетной росписи. В законопроекте о бюджете расходы составляют 42,3 трлн рублей, но в сентябре они могут быть пересмотрены.
В конце июня Путин дал надежду на бюджетную нормализацию, допустив возможность сокращения военных расходов. В этот раз он лишь упомянул важные статьи расходов: «Расходы увеличиваются, это связано с планами инфраструктурного развития, в том числе на Дальнем Востоке, которые требуют значительных финансовых ресурсов... также упоминаются образование и здравоохранение». Последним Путин назвал расходы на военные нужды, «в сфере обороны и безопасности», которые в этом году займут 40% бюджета.
Путин видит резерв для устранения дефицита в увеличении доходов – через повышение эффективности, а не налогового бремени: «Необходимо повышать производительность труда, внедрять современные технологии, оптимизировать организацию производств. Здесь… возможностей предостаточно».
Эксперты считают, что в условиях технологических санкций это маловероятно. «Говорить об этом проще, чем реализовать», – отмечал экономист Владимир Гимпельсон. Ожидания значительного роста производительности труда беспочвенны, подчеркивал профессор ВШЭ Олег Вьюгин, объясняя, что производительность труда сильно зависит от технологического уровня, а перераспределение ресурсов в пользу оборонных нужд отвлекает их от развития других секторов: «Достичь устойчивого роста производительности сложно без значительных изменений в политике, которые пока не предвидятся».
Поэтому Путин допустил возможность закрытия бюджетного дефицита за счет увеличения государственного долга: «Есть и другие меры, которые могут нас успокоить, и, уверяю вас, здесь нет ничего страшного... Некоторые наши коллеги в правительстве считают, что можно и увеличить этот дефицит... Уровень нашей долговой нагрузки… является не просто приемлемым, он низкий».
На 1 августа внутренний государственный долг России составлял 26,5 трлн рублей, внешний – 54 млрд долларов (около 4,3 трлн рублей). В общем, это примерно 15% ВВП – довольно низкий показатель по мировым стандартам. Однако внешние рынки для России закрыты, и занимать средства можно только через продажу государственных облигаций, ОФЗ.
«Если Минфин сможет это сделать, надавив на госбанки, заставив их приобретать ОФЗ по низким ставкам вместо кредитования экономики, это замедлит экономический рост. Если же Минфину, как в декабре прошлого года, придется обращаться за помощью к Банку России, это приведет к росту инфляции и увеличению инфляционных ожиданий», – рассуждает экономист Сергей Алексашенко, бывший замминистра финансов. По его словам, основным риском является дефицит бюджета, «который, похоже, превысит запланированный уровень, и способы его финансирования».
Основным источником финансирования дефицита станут ОФЗ, считает экономист Юрий Данилов. Даже если с их помощью будет покрыта лишь половина прироста дефицита бюджета, при текущих ставках затраты на обслуживание долга уже в следующем году, по его оценкам, вырастут как минимум до 3,8 трлн рублей.
Центробанк предупреждает о рисках превышения дефицита бюджета по сравнению с запланированными параметрами. Он ориентируется на эти показатели, но обращает внимание на аномально высокие расходы бюджета на фоне растущих рисков для его доходной части. Отклонение может заставить его скорректировать денежную политику, предостерегал профильный зампред Алексей Заботкин. «В конце года, очевидно, что министерство финансов столкнется с необходимостью покрытия дефицита новыми источниками», – предупреждал председатель правления Сбербанка Герман Греф.
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Уолл-стрит в плюсе после сильной

Специальный посланник Трампа прибыл в

«Фейеноорд» забил три мяча в первом

Известно условие, при котором ЦСКА
