Правительство России ищет пути для сбалансирования бюджета на фоне затянувшихся военных действий в Украине, выбирая между «плохим» и «очень плохим». По информации Reuters, единственным оставшимся вариантом остается очередное увеличение налогов, несмотря на заверения президента Владимира Путина в противоположном.
Как сообщает The Bell со ссылкой на трех высокопоставленных чиновников, правительство обсуждает возможность поднятия налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% с нынешних 20%.
Четыре источника, близкие к правительству, подтвердили Reuters, что повышение ставки НДС рассматривается как мера по сокращению дефицита бюджета и соблюдению бюджетного правила. Министр финансов Антон Силуанов заверил, что бюджет на 2026 год будет сформирован с нулевым первичным дефицитом, то есть без учета расходов на обслуживание государственного долга.
«Как можно уменьшить дефицит и соблюдать правило? Только путем увеличения налогов, так как больше сокращать уже некуда — только военные или социальные расходы», — отметил один из источников.
«Можно не строить еще одну школу или больницу, либо не ремонтировать дороги, но это не даст нужного эффекта в плане сокращения расходов. Это все равно, что стричь поросенка — много звука, но мало толку. Если бы у нас были такие расходы, чтобы сократить на 1-2 триллиона рублей, но таких сумм нет. В любом случае, придется повышать какой-то налог», — добавил он.
По его словам, единственным значительным источником поступлений в бюджет остается увеличение НДС, поскольку остальные налоги уже были повышены.
НДС — ключевой налог для российской казны. Последний раз власти увеличивали его ставку в 2019 году — с 18% до 20%. В 2024 году НДС обеспечил почти 37% всех поступлений в федеральный бюджет, что составляет 13,5 триллиона рублей.
В июне министр финансов Антон Силуанов заявлял, что власти не планируют новых налоговых реформ, несмотря на сложную ситуацию с исполнением бюджета.
В прошлом году президент Владимир Путин поручил зафиксировать основные налоговые параметры до 2030 года, а в начале сентября отметил, что правительству нужно увеличивать доходы бюджета, но без повышения налогового бремени.
В конце августа источник Reuters утверждал, что новое повышение налогов в перспективе нескольких лет неизбежно: «Иначе у нас просто не сходятся концы с концами, даже при сокращении оборонных расходов».
Россия, продолжающая специальную военную операцию в Украине уже четвертый год, с этого года начала крупную налоговую реформу, затрагивающую основные виды прямых налогов — налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Однако Минфин весной все равно вынужден был утроить прогноз дефицита федерального бюджета до 3,8 триллиона рублей, что составляет 1,7% ВВП, из-за проблем с доходами.
Тем не менее, эта цифра не окончательная. Источник, знакомый с подготовкой бюджетных проектов, сообщал российским агентствам в начале месяца, что дефицит превысит указанный показатель.
Аналитики прогнозируют дефицит по итогам года от 5 до 8 триллионов рублей. На этом фоне запланированный на следующий год дефицит в 2,2 триллиона рублей (0,9% ВВП) выглядит практически недостижимым.
ИЗ ДВУХ ЗОЛ
Российский бюджет испытывает все большее давление из-за военных действий в Украине, санкций, необходимости выполнять текущие обязательства и триллионные предвыборные обещания Путина, с одной стороны, и падения доходов из-за низких цен на нефть, крепкого рубля и замедления экономики, с другой.
Увеличение налогов позволит Москве справиться с растущими обязательствами без ущерба для финансовой устойчивости, однако может привести к росту инфляции, замедлить снижение ключевой ставки ЦБР и оказать дополнительное давление на и без того замедляющуюся экономику.
По данным Банка России, повышение НДС в 2019 году привело к ускорению инфляции на 0,6 процентных пункта. Минэкономразвития оценивало вклад в годовую инфляцию в 0,8-0,9 процентных пункта.
Главный экономист БКС Илья Федоров отмечает, что НДС — это проинфляционный налог.
«Если мы выберем более простой путь, например, Минфину проще всего повысить НДС — это значительная сумма, легко администрируемая и позволяющая собрать достаточно средств, то здесь Банку России придется сократить темпы снижения ключевой ставки — относительно базового сценария уровень ставки может быть выше на 1,0-1,5 п. п. в следующем году», — сказал Федоров.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в конце прошлой недели намекнула, что, выбирая между увеличением дефицита бюджета и повышением НДС, для регулятора второе было бы предпочтительнее:
«Нам важно при принятии решения, насколько сбалансирован бюджет… То есть, если есть дополнительные расходы, лучше, чтобы они покрывались доходами, а не наращиванием дефицита бюджета, потому что если будет расти дефицит бюджета для покрытия необходимых расходов, то будет выше наша ставка».
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

«Енисей» увеличил до 12 матчей

Эмма Хеминг шокировала решением о

Клуб АПЛ хочет купить звезду «Барселоны»

Инвесторские настроения в еврозоне
