Ожидаемое увеличение налогов и проблемы с бюджетом стали причиной снижения цен и роста доходности российских гособлигаций. Индекс RGBI, отражающий котировки ОФЗ, упал с 121 пункта в начале сентября до 117. Доходности долговых бумаг, которые предпочитает размещать Минфин, увеличились примерно на 1 процентный пункт и достигли 14,4% годовых.
Эксперты считают, что это в первую очередь связано с неопределенностью в бюджетной сфере. Инвестиционный банкир Евгений Коган называет основным фактором падения цен гособлигаций «бюджетный страх».
За восемь месяцев дефицит бюджета составил 4,2 трлн рублей, что превышает годовой план. В начале следующей недели (до 1 октября) в Государственную Думу должен быть представлен бюджет на следующие три года и поправки к бюджету-2025. Это создает главную интригу: какие меры предложит правительство, когда возможности для безболезненного увеличения расходов, как это было в последние три года, ограничены. «Это не просто очередной бюджет. Это выбор [политики]», – отметил директор центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.
В ожидании этих решений Центробанк 12 сентября неожиданно снизил ключевую процентную ставку с 18% до 17%. Рынок ожидал более значительного снижения – до 16%, что уже было заложено в цены, и начал адаптироваться к более высоким ставкам. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина объяснила это решение неопределенностью в бюджетной политике: «Наше решение отражает понимание того (по имеющимся на сегодня данным), как будет складываться бюджет».
Набиуллина уточнила, что для ЦБ важен не только уровень расходов бюджета, но и его дефицит: чем он больше, тем выше ключевая ставка. Если расходы будут покрываться за счет налоговых поступлений, ставка может быть ниже. Доходности ОФЗ и другие рыночные ставки зависят от ключевой ставки и ее ожидаемой динамики. Чем выше ставка, тем, при прочих равных условиях, ниже цены гособлигаций. «Если бы бюджет был на запланированном уровне, ставку можно было бы снизить до 13–14% к концу года. А с увеличенным дефицитом, я думаю, снизят только до 15%», – пишет Коган.
Правительство уже обсуждает возможность нового повышения налогов, в частности, НДС с 20% до 22%. Это поможет сократить бюджетный дефицит, но негативно скажется на ценах госбумаг. Как объясняет главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец, для инфляции (а значит и для ставки ЦБ) ключевым фактором является темп роста государственных расходов, а также налоговые изменения. Она отмечает, что есть «потенциал для роста» у НДФЛ, который уже повышали в этом году: «Это неприятно для наших доходов, но в этом есть плюсы: налог обладает дезинфляционным эффектом». Также могут быть пересмотрены сырьевые налоги, а различные сборы (например, утильсбор, акцизы) продолжат увеличиваться, но «один из самых неблагоприятных вариантов для финансового рынка» – это рост НДС.
Это приведет к росту цен и инфляционных ожиданий, но этот эффект ослабнет в течение года и затем может даже смениться дезинфляционным (поскольку налог снижает покупательскую способность), что означает, что снижение ключевой ставки может значительно замедлиться в ближайшие месяцы, объясняет Донец. По оценкам Когана, повышение НДС до 22% может увеличить инфляцию на 0,7 процентных пункта, что спровоцирует рост инфляции и ключевой ставки, предупредил глава РСПП Александр Шохин.
Пока ситуация не прояснится, падение цен на гособлигации может продолжиться. Аналитики Промсвязьбанка предполагают снижение индекса RGBI до 115-116 пунктов. Это уже затруднило Минфину новые заимствования. На прошлой неделе он разместил значительно меньше ОФЗ, чем в последние месяцы: 47 млрд рублей по сравнению с 91 и 203 млрд рублей в два предыдущих аукционных дня. Аналитики Газпромбанка отмечают, что аукционы Минфина являются индикатором настроений инвесторов.
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Казахстан планирует устранить избыток

Власти начнут оптимизировать ФНБ из-за

Один из ведущих мировых трейдеров сырья

«Карабах» минимально проиграл

