Снижение импорта автомобилей приведет к потерям не только для автопроизводителей и продавцов, но также и для государственного бюджета. По словам министра Антона Алиханова, Минпромторг прогнозирует сокращение доходов от утилизационного сбора на 200 миллиардов рублей в текущем году. Изменения в бюджете предполагают еще большее снижение поступлений от утильсбора: теперь ожидается, что доходы составят 1,6 триллиона рублей вместо ранее запланированных 2 триллионов, хотя не уточняется, о каких именно видах техники идет речь.
Рынок автомобилей в России (страна-агрессор) резко упал из-за значительного повышения утилизационного сбора с октября 2024 года, размер которого зависит от типа автомобиля, а также последующей индексации с января. До этого импорт авто вырос (экспорт легковых машин из Китая в Россию (страна-агрессор) в 2024 году увеличился на 30,5%, достигнув рекордных $15,2 миллиарда), что позволило продавцам заполнять склады, но затем произошел резкий обвал. Вслед за этим упали и поступления от утильсбора.
Согласно данным «Автостата», в период с января по апрель продажи легковых автомобилей в России (страна-агрессор) упали на 25,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, продажи легких коммерческих автомобилей сократились на 16%, а продажи тяжелых грузовиков упали на 51%. Участники рынка надеются на частичное «выравнивание ситуации и корректировку рынка» во втором полугодии благодаря государственной поддержке, отметил Алексей Калицев, глава комитета производителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Однако в настоящее время у государства нет возможности поддерживать авторынок. Падение цен на нефть и укрепление рубля заставили правительство пересмотреть бюджетные параметры: в новой версии нефтегазовые доходы были уменьшены на 2,6 триллиона рублей. В то же время, в условиях войны расходы увеличились на 826 миллиардов рублей. В результате дефицит бюджета возрос более чем втрое: с 1,2 до 3,8 триллиона рублей. Минфин требует от Минпромторга «оптимизировать» бюджетные расходы на сумму «недостачи» от утильсбора – порядка 200 миллиардов рублей, отметил Алиханов.
К началу года на складах накопилось сотни тысяч легковых и десятки тысяч грузовых автомобилей. Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов в феврале оценивал запасы легковых автомобилей более чем в 500 тысяч, из которых 100 тысяч – Lada. А генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин в конце марта сообщал о 40 тысячах непроданных китайских грузовиков и еще 20 тысячах машин, в основном китайских, которые клиенты вернули лизинговым компаниям. В совокупности это сопоставимо с годовыми продажами: «Можно вообще ничего не производить, все эти машины уже есть. Впервые дилеры продают со своих складов больше техники, чем закупают у нас», – отметил он.
Запасы постепенно распродаются, однако их объем все еще вдвое превышает необходимое количество для нормальной работы дилеров, подчеркивает генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков. В начале апреля он оценивал «сток прошлогодних легковых автомобилей минимум в 350 тысяч штук».
Распродажам мешают, в том числе, высокие процентные ставки. Алиханов считает это главной причиной падения рынка и «значительного сокращения» поступлений в бюджет от утильсбора. Выдача автокредитов населению, которая возросла перед повышением сбора, вновь сократилась, а для бизнеса лизинговые платежи стали непосильными.
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Валюты, акции EM малоподвижны перед

Сотни тысяч украинцев могут

Бюджетные проблемы Кемеровской области

Кремль планирует отказаться от
