После трехлетнего сопротивления экономике России, спровоцированного войной, развязанной Владимиром Путиным, в этом году стали очевидны растущие трудности. Однако, ни одна область не испытывает таких серьезных проблем, как угольная, где трудится 1% населения страны. Текущий кризис возвращает эту отрасль в атмосферу 1990-х годов.
В отличие от нефтяного и газового секторов, угольная промышленность не смогла в полной мере воспользоваться ростом цен на энергоресурсы в 2022 году. Несмотря на то что цена на российский уголь с отгрузкой на Дальний Восток удвоилась по сравнению с началом 2021 года, австралийский уголь подорожал вчетверо. В итоге дисконт достигал 60%; хотя за это время он сократился благодаря переориентации поставок на Азию после введения эмбарго западными странами, российским компаниям все равно приходится продавать уголь со скидкой около 20%, согласно данным Financial Times и агентства Argus Media.
В течение большей части этого года российский уголь продается по ценам, сопоставимым с 2020 годом, когда мировой спрос был низким из-за пандемии COVID-19. Общие объемы экспорта также ниже, чем до начала войны, по информации Kpler.
До начала конфликта 20% экспорта уходило в Европу. После его начала это направление закрылось, Япония постепенно уменьшила закупки у России, а Тайвань значительно сократил свои поставки. Импорт увеличили Китай, Индия и Турция, как и в случае с нефтью. Однако перенаправление поставок из Европы на восток столкнулось с серьезными логистическими сложностями. Стоимость железнодорожных перевозок в России значительно возросла, а приоритет в доставке был отдан более важным товарам, включая нефть. В результате, по данным Центра ценовых индексов, с 2022 года доля логистики в цене российского угольного энергетического ресурса возросла с 50% до почти 90%.
Кроме того, добыча энергетического угля в самом Китае в этом году достигла рекордных уровней, и страна ввела пошлины на российскую продукцию. Это нанесло еще один удар по российской угольной отрасли.
Фират Эргин, старший аналитик Kpler, комментирует:
[Компании] продолжают экспортировать с низкой рентабельностью или даже в убыток, поскольку сокращение экспорта ограничит доступ к твердой валюте, что является приоритетом для Москвы, и чревато социальными последствиями в добывающих регионах.
В начале года Министерство энергетики России разработало план активной поддержки угольной отрасли с предложением прямых субсидий. Однако указ, подписанный Путиным в мае, предусматривает более скромные меры. Помощь в виде отсрочки по уплате налогов и долгов, а также скидок на грузовые перевозки будет предоставляться только тем компаниям, которые находятся в наиболее сложном положении.
Кризис, затронувший отрасль, где занято около 140 000 человек, является самым тяжелым с 1990-х годов. По данным Министерства энергетики, в этом году прекратили существование 23 угольные компании, что составляет около 13% от общего числа. Еще 53 предприятия находятся в предбанкротном состоянии.
Согласно данным Росстата, сальдированный убыток угольных компаний в первом полугодии составил 185,2 миллиарда рублей, по сравнению с 112,5 миллиарда рублей за весь прошлый год. 66% всех компаний ушли в минус, включая одну из крупнейших — «Мечел», убыток которой за первую половину года достиг 40,5 миллиарда рублей (по сравнению с 16,7 миллиарда годом ранее).
Из-за этих проблем серьезно страдают бюджеты угледобывающих регионов. Например, Кузбасс обеспечивает около 60% общей добычи угля, включая около 80% коксующегося, который используется в металлургии. В связи с кризисом отрасли дефицит бюджета Кемеровской области составил в прошлом году 70,6 миллиарда рублей, а в первом полугодии этого года — 36 миллиардов рублей.
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Минфин планирует реализацию валюты из

Павлюченко предсказал, как сыграют

«Опора безопасности для теневых

Мостовой хочет возглавить клуб РПЛ

